Среда, 15.05.2024, 00:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Натальи Михайловны Борской

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

Доклад на тему: «Эффективность подготовки учащихся к экзаменам».

Доклад на тему: «Эффективность подготовки учащихся к экзаменам».

Подготовка к экзаменам – процесс специфический. Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен имеют массу особенностей. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку мало грамотно писать, знать правила, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ ОГЭ и ЕГЭ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на экзаменах, проверяют все виды компетенций:

1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.

Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем:

  • проблему адекватности восприятия текста на слух и при чтении;
  • проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;
  • проблема недостаточного владения учащимися методами морфемного анализа слова;
  • проблема определения грамматической основы предложения;
  • проблема грамматических и лексических ошибок.

Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами.  Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы.

Для выявления уровня подготовки учащихся проводится диагностика, результаты которой ложатся в основу предметно-содержательного анализа. Учитывая данные предметно- содержательного анализа, корректируется рабочая программа, в частности, в рабочую программу по русскому языку в раздел «Дополнительное содержание» включаются упражнения, направленные на ликвидацию пробелов, закрепляющие умения и навыки по определенным темам.

Анализ экзаменов прошлых лет выявил определенные проблемы в подготовке учащихся, о чем было сказано выше. Следовательно, чтобы эффективнее шел процесс подготовки, следует продумать систему повторения изученного материала.

Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.

В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.

На уроках развития речи необходимо достаточное внимание уделять упражнениям на восприятие и воспроизведение информации в различном объеме.

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки учеников к экзаменам. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации - процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го. 

С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, проблем, навыки всех видов разбора.

Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование, создаю тематические тесты. В качестве подготовки учащихся к тематическим и контрольным тестам в системе провожу цифровые диктанты, работу с перфокартами. Однако, как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

Особо хотелось обратить внимание на успешную подготовку выпускников при использовании в работе мобильного компьютерного класса (ученики имеют возможность решать задания классом, индивидуально или в группе в режиме реального времени, причем проверить ответы можно моментально).

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

Категория: Методическая копилка | Добавил: bonami1978 (01.03.2019)
Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz