Сценарий «За культуру речи»
Наш язык.
В жизни человека язык имеет огромное значение. Эту особенность языка народ отразил в метких пословицах: «Язык – стяг, дружину водит», «Без языка, как без рук», «Слово не стрела, а пуще стрелы ранит».
На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.
Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации.
Русские писатели, собирая и изучая богатства народного языка, совершенствуя его, создали образы сильной, точной и выразительной речи. В своих произведениях они ярко раскрыли жизнь нашего народа, нарисовали чудесные картины русской природы.
Любовь к нашей родине неразрывно связана с любовью к русскому языку.
Что значит любить свой язык?
Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком, читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей. Родной язык – это оружие в борьбе за знания. Будешь хорошо владеть русским языком – будешь правильно, ясно и чётко отвечать и на уроках истории, ботаники, географии и по другим предметам.
«Обогащайте себя знанием языка, читайте таких мастеров искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Чехов, Толстой, Лесков» /М. Горький/.
Знаешь ли ты, что…
… общее число языков, распространённых среди народов земного шара, по подсчёту учёных-лингвистов достигает 2796, не считая различных диалектов (местных говоров одного и того же языка).
… что слово неделя вначале обозначало то, что теперь обозначает воскресенье. В этот день не делали, то есть не работали (корень тот же, что и в слове дело). В значение же недели (семь дней подряд) употреблялось слово седмица. Позже слово неделя получило то значение, которое оно имеет у нас теперь, а его роль стало выполнять слово религиозного происхождения – воскресенье.
Понедельник – день после недели, то есть первый после воскресенья. Приставка по образовалась из предлога по в значении «после» (ср. по окончании занятий). Вторник, четверг, пятница, соответственно второй, четвертый и пятый день. Среда – середина, средний день недели.
Суббота – слово нерусского происхождения, образовано от древнееврейского шабат (покой, отдых). В древности некоторые народы считали этот день праздничным.
Почему мы так говорим.
Шиворот – навыворот. Это выражение связано с давним обычаем: пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Иван Грозный наказывал, например, провинившегося боярина не только тем, что заставлял надевать вывороченную наизнанку шубу, но и тем, что сажал его в таком виде, опозоренного, на коня, лицом к хвосту.
КОНКУРС. «Подумай и ответь».
Буй
|
Кот
|
Каша
|
Док
|
Лов
|
Вол
|
Оса
|
Кость
|
Бой
|
Лот
|
Сено
|
Тур
|
Сад
|
Вал
|
Штука
|
Овод
|
Перед вами «лесенка». В первой клетке каждой строчки буква Я. Подберите 9 существительных нарицательных, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше, чем в предыдущем.
К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы получились новые единицы.
Мой первый слог есть на лице,
Второй есть у оленя,
Соедини их гласной –
Получишь зверя. (носорог).
КОНКУРС. Какого рода?
(допишите окончания прилагательных и местоимений в следующих предложениях):
- Петя – всем извест… тихоня.
- Мой братишка – удивительн… неженка.
- Эт… маленьк… непоседа ни минуты не сидел на месте.
- Нельзя быть так… ревушкой, ведь ты не девочка.
- Коля – больш… умница.
- «Ну, и плакса, так… плаксу я вижу в первый раз», – ворчала сестра на маленького братишку.
Литературный монтаж
Ведущий 1: Наш язык – язык труда и света,
Путина и партии язык.
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык.
Ведущий 2: Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем о их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.
Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Достаточно услышать «У меня ухи болят» или «Бежи к ихнему дому», чтобы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.
Одно из требований, которое предъявляется к устной речи – это правильное литературное произношение. Так нужно говорить ево, севодня, купацца, а писать его, сегодня, купаться; што, конешно вместо что, конечно.
Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телевидения, читать больше книг.
Надо следить за ударением в словах, говорить портфе́ль, звони́т, магази́н, проце́нт.
Большой вред языку наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. Это ярко показал А.П. Чехов в пьесе «Предложение». Помещик Чубуков встречает гостя такими словами: «Голубушка моя! Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное». Упавшему в обморок гостю он пытается дать воды и восклицает: «Выпейте!.. Нет, не пьёт… Значит, умер и тому подобное».
Ведущий 3: Известный детский писатель Виталий Бианки, обращаясь к школьникам в «Пионерской правде», говорил: «Народный язык наш я бы сравнил с могучим потоком. Как Волга-матушка течёт он через всю нашу Родину. Он всем необходим, всеми любим. Он чист на глубине, и ничем его не замутишь. А по краям, на мелких местах несёт мусор, выплёскивает на берег вместе с грязной пеной всякую дрянь».
Мусором, грязной пеной называет писатель все лишние, грубые словечки, которые иногда можно услышать в разговорной речи людей, небрежно относящихся к языку.
Бианки справедливо говорит: «Стоит начать думать о словах, о языке, как весь этот мусор сам собой исчезнет из вашей речи: вам просто станет стыдно их произносить, а тем более – писать». О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами и заумными выражениями.
Ведущий 4: Председатель госдумы Борис Грызлов в год русского языка в стране с негодованием говорил об увлечении иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно: «Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно». К чему говорить дефекты, когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробелы. Иностранные слова допустимы в речи, если нельзя заменить их соответствующими по смыслу русскими. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые давно вошли в наш язык, но страшно и дико слышать о’кей вместо хорошо, гудбай вместо до свидания и так далее.
Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к родному русскому языку.
Ведущий 5: Ребята, наш праздник мы посвящаем культуре речи.
Ведущий 6: Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли.
Ведущий 5: Иначе у вас может появиться болезнь, какой болен Петя Крутилкин.
СЦЕНКА
/На сцену выходит доктор (Серманов) в белом халате, в очках и Петя (Смирновс). Доктор предлагает Пете стул и сам садится напротив./
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что во рте что-то пухнет и в горлу дерёт.
Доктор: Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим /ставит ему градусник/. А в каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В пятом «бы».
Доктор: В пятом «бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своем классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…
Доктор: Жутко и весело. Да… А учитесь как?
Петя: Порядочек!.. Железно!.. Особенно девчонки жмут! Их учительница в пух и прах хвалит…
Доктор: Порядочек… Железно… /берёт у Пети градусник/. Ну-ка открой рот. /Петя открывает рот, высовывает язык/. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он /показывает и подаёт ему учебник русского языка/. Из него ты узнаешь, как нужно говорить. /Оба уходят/.
Ведущий 6: Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном сочетании их. Нелепо звучат сочетания слов ужасно дружно, жутко весело, которые употреблял Петя. Слова ужасно, страшно, жутко обозначают тяжёлые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для положительной оценки явлений.
Ведущий 5: Чтобы речь была грамотной, надо правильно произносить слова.
КОНКУРС
/Выносят плакат со словами: алфави́т, гекта́р, догово́р, звони́т, кварта́л, магази́н, не́нависть, сре́дства, по́нял, поняла́/
Ведущий 7: Запомните, где стоит ударение в этих словах. Повторяйте за мной /читает вслух слова, ребята повторяют/. Почаще заглядывайте в словарь /показывает словарь/, он поможет вам в правильном произношении слов.
Ведущий 8: Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необходимо, понимаете, обращаться, так сказать, за помощью, понимаете, ну и того, значит за справками, ну вот, к этому самому… к словарю.
Что это вы, знаете ли, на меня, так сказать, странно смотрите? Может быть, я так сказать, говорю неправду?
Ведущий 7: Беда в том, что из 30 сказанных слов достаточно было девяти, чтобы сказать [Необходимо обращаться за помощью и справками к словарю], а остальные слова – лишние, слова-паразиты: ну, вот, понимаете, значит, так сказать, того. /Оба уходят/.
Ведущий 6: Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы всякий вас мог понять.
Ведущий 5: Чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.
Ведущий 9: /стихотворение Михалкова «Сашина каша»/.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно
Красиво, чисто, ясно, –
Как люди говорят, –
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва;
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Ведущий 6: Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными. Послушайте, как мальчик Витя разговаривал со своей старшей сестрой.
СЦЕНКА
/Витя сидит на стуле, положив нога на ногу. В руках у него книжка. Входит сестра/.
Сестра: Здравствуй, Витя!
Витя: Здрасьте…
Сестра: Витя, сходи за водой. И вот тебе ещё дело: наколи дров.
Витя: /недовольно/: Вот ещё!
Сестра: Ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею рубашку тебе постирать.
Витя: Ну и пожалуйста!
Сестра: Витя, подумай, что ты говоришь, мне очень надо поскорее освободиться.
Витя: Подумаешь, очень надо…
/уходят, появляется Серёжа/
Ведущий 5: Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, а подчас и грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. Прочти нам Серёжа своё сочинение.
Серёжа: Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам. /Серёжа уходит и сразу возвращается. Шапка у него сбита набок, в руках расстёгнутый портфель/.
Ведущий 6: Хорошо написал Серёжа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаёте Серёжу.
Серёжа: /взмахивает портфелем/ Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда.
Миша: Ну как контрольная прошла?
Серёжа: Классно! На все пять! Ну, что, Мишка, махнём сегодня в кино. Там, говорят, фильм идёт такой – блеск!
Ведущий 5: Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?
Серёжа: А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей. Гудбай! Мы отчаливаем! /убегают/
Ведущий 6: Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением Ваньками, Петьками, Палашками. О тех, кто не уважает своих друзей говорится в стихотворении поэтов Масса и Червинского «Как его зовут?»
Ведущий 10:
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Ваня, Петя, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
«Алёшка, Петька, Ванька, Толька».
Ведущий 5: Великий писатель Алексей Максимович Горький говорил: «Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом придуманных слов».
Ведущий 7: Лев Николаевич Толстой говорил: «… Где нужно – нежный, трогательный, где нужно – бойкий и живой, где нужно – страстный, таков наш русский язык».
Великим, могучим, правдивым и свободным назвал наш русский язык Иван Сергеевич Тургенев. Он призвал беречь «чистоту языка, как святыню».
Ведущий 11: Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили
Ведущий: Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохраним.
Ведущий: Язык писателей нам служит образцом
Он мудростью народною отмечен.
/Все вместе/ Овладевайте же литературным языком!
Боритесь за культуру речи!
(ИГРА) КОНКУРС
Вспомните и назовите пословицы о языке.
Две команды по 10 человек. Организатор игры вперемешку выдаёт первой команде буквы, составляющие первую часть пословицы «Кончив дело, гуляй смело» – к, о, н, ч, и, в, д, е, л, о; второй – г, у, л, я, й, с, м, е, л, о. Каждый участник держит букву перед собой на уровне груди. Когда организатор назовёт пословицу, и сосчитает до трёх, члены первой команды бегут и выстраиваются с левой стороны у сцены, а второй – справа, так, чтобы составить пословицу и присутствующие могли её прочесть. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок составит пословицу.
Аналогично проводится игра с пословицей «Труд кормит, лень портит». После игры победителю выдаётся приз.
(ИГРА) КОНКУРС «Кто грамотнее»
В игре участвуют две команды по 7 человек. Каждому участнику выдаётся карточка, которую он держит перед собой на уровне груди. Ведущий называет какое-нибудь слово, которое можно составить из букв, написанных на карточках (игра, Рига, рак, рука, груша, Шура, Кира, круг, рикша, шар, уши, рагу, краги, игрушка). Игроки каждой команды, у которых на руках есть буквы, которые входят в состав названного слова, выбегают и составляют слово. Команде, участники которой быстрее и без ошибок составили заданное слово, засчитывается очко.
Выигрывает команда, первой набравшая 10 очков. /выдаётся приз/
(ИГРА) КОНКУРС «Найди свой синоним»
Каждому участнику выдаётся карточка с синонимом какого-либо слова. Синонимы должны найти друг друга. Первым пяти парам выдаются призы.
Слова для игры: поединок – дуэль, неприятель – противник, древний – давний, множество – обилие, космос – вселенная, зябнуть – мёрзнуть, захворать – заболеть, засмотреться – заглядеться, беда – горе, зной – жара, гостеприимный – радушный, жадный – ненасытный, пилот – летчик, высокомерный – надменный, израсходовать – истратить, думать – размышлять, зарубежный – заграничный, буря – шторм, выносливый – неутомимый, всадник – наездник, хотеть – желать, любезный – вежливый, будущий – грядущий, беспокойство – тревога, бесприютный – бездомный, гигант – великан, вдохновлять – воодушевлять, преданный – верный, безграничный – бескрайний, влияние – воздействие, восклицание – возглас, Отечество – Родина, еда – пища, холод – мороз, шум – гул, скупой – скряга, актёр – артист, битва – бой, рукоплескания – аплодисменты, известие – сообщение.
|